На счету Зое Север свыше сорока выставок, из них – десяток персональных. Ее работы можно найти в музеях и частных коллекциях в Израиле, Америке, Франции, Германии, Англии. Художница Зое Север стала новой участницей проекта Jack Kuba «Женщины, которые нас вдохновляют».
Все участницы проекта «Женщины, которые нас вдохновляют», созданного сетью Jack Kuba – русскоязычные израильтянки, чьи судьбы и достижения свидетельствуют о внутренней силе, об умении находить свой путь и добиваться высоких результатов, о желании следовать за своей мечтой и воплощать ее в жизнь. Jack Kuba решили объединить эти истории в один проект, рассказывающий об успехе, мотивации, силе духа и любви к своему делу. Около четырех лет назад проект возглавила Дорит Голендер, бывший посол Израиля в России, один из создателей и главный редактор радиостанции «РЭКА»-«Голос Израиля» на русском языке. С тех пор в нем приняли участие многие русскоязычные израильтянки, чей жизненный путь и успехи могут вдохновить других женщин: Нета Ривкин, Диана Голби, Елена Лагутина, Маша Троянская, Лена Блаунштейн, Алия Судакова, Ольга Бакушинская, Ольга Раз, Лариса Тетуева, Лена Крейндлина, Наташа Манор, Илана Кратыш, Таня Кисилевски, Алена Кошеватская, Елена Яралова, Диана и Ирина Вайсман, Белла Койфман, Наташа Гурович, Лиана Одикадзе, Ева Левит, Ксения Светлова, Юлия Сачкова, Оля Шур-Селектар, Нина Гершман, Виктория Долинская, Рита Хайкина, Николь Рубанович, Татьяна Цым и Анастасия Глушков-Левенталь.
Страдания не вдохновляют
Я учила архитектуру в Академии искусств Бецалель, а когда я закончила учебу, поняла, что мне это совершенно не нужно. Сидеть по 8-9 часов чертежником – это не мое. Впрочем, это было вполне закономерно, моя учеба была скорее выбором родителей. Папа говорил, что нужно получить специальность, по которой можно работать.
Получилось так, что я начала заниматься рекламой и PR-ом, и проработала в этой области 10 лет. Все это время я не рисовала.
В художественной бранже существует такой статус-кво: искусство должно быть выстраданным. Даже в Бецалеле нам все время внушали мысль, что каждый проект – это проект глубинной боли, и делая его, мы должны четко осознавать, что наболело, что беспокоит, сколько ночей мы над ним не спали… и если этого не происходит – это не искусство!
А у меня было и есть совершенно другое восприятие искусства – это то, от чего прет, от чего становится хорошо, что радует, когда получается именно то, что задумано. А все эти страдания через силу, напротив, никак не выливались на холст.
В 2008 году после вторых родов, я сидела в декрете с младенцем и трехлетним старшим, занималась потихоньку переводами и пиаром, а в свободное время начала рисовать, для себя и мне от этого было невероятно хорошо.
От стабильности к мечте
Примерно через год я взяла три своих картины и потащила их по галлереям Тель-Авива, мне хотелось услышать компетентное мнение специалистов. В несколько галлерей меня даже не пустили, в остальных не стали смотреть, а просили оставить диск с набором работ разных лет, и только в одной согласились посмотреть картины и поговорить. Сказали, обращаться к ним когда будет опыт и выставки. А откуда взяться выставкам, если я не знаю, с чего начинать?
Про свои похождения я рассказала подруге, у которой совершенно случайно оказался знакомый, который занимался недвижимостью, но неплохо разбирался в искусстве и имел связи в художественных кругах. Позже он стал моим арт-дилером. А тогда он посмотрел мои работы и сказал одну фразу: « Это хорошо, что ты еще не успела испортить себе имя – не напродавала сотни работ по 100-200 долларов».
В 2011 году 2 моих картины были выставлены на аукционе Тирош и обе продались. С этого момента мы с арт-дилером начали работать в разных направлениях, смотреть, что больше идет, вырабатывать узнаваемую линию. В 2012 году я окончательно ушла из рекламы и пиара и открыла свою студию.
Не могу сказать, что это решение далось легко – муж и его семья не поддержали меня в моем решении, говорили, что это не профессия, что зарабатывать я этим не смогу, советовали подождать, пока подрастут дети, а пока просто рисовать в удовольствие. У меня и у самой было много сомнений и страхов, уходить от стабильности в неизвестность – непросто, но…
Я всегда мечтала о том, что у меня будет своя студия, я буду сидеть и рисовать, а мне за это будут платить. И вот когда твои фантазии сбываются, а мечты оформляются в реальность, трудно сказать этому «нет».
Конечно, не все сразу было гладко и было много споров по дороге, знаете, вот это вот «художник должен быть свободным и делать только то, что хочет он» работает только, когда художник наработал себе имя и репутацию, вот тогда он может рисовать, то углем, то маслом, и делать только то, что диктует ему вдохновение. А начинающему художнику нужен стиль. И этот стиль должен быть узнаваемым.
В 2013 году у меня прошла первая персональная выставка в выставочном зале Тирош, было выставлено 15 работ и 10 из них продались. Даже представители Тироша тогда сказали,что это очень хороший результат, что две трети работ разошлись в первые же дни.
Незадолго до своей первой выставки я родила третьего сына, на выставке он был со мной, точнее, на мне, в «кенгурушке». Работать я начала примерно через две недели-месяц после его рождения, во-первых, потому что, понимала, что мне, как частному предпринимателю, никто не заплатит, если я просто буду сидеть дома, а во-вторых, с тремя маленькими детьми быт затягивает слишком быстро, а я этого категорически не хотела.
Я принесла в спальню мольберт и краски и оборудовала себе студию, первое время с младшим сидела моя мама, но ребенок был еще слишком маленьким, постоянно плакал и мне с трудом удавалось работать по паре часов в день. Потом маму сменила няня, это было намного удачнее, а в 9 месяцев ребенок пошел в садик и я смогла полноценно работать. Потому что дома все равно не получалось в полную силу: трое детей, муж, животные… а у нас всегда дома был Ноев ковчег. Сейчас, например, у нас две больших собаки, две шиншиллы, два попугая, две канарейки и муж еще хочет принести тритона.
Художник – это часть сотрудничества
Меня, на самом деле, до сих пор удивляет, что у меня есть узнаваемое имя, хотя я понимаю, что оно есть и это регулярно всплывает в работе. Уже есть достойный список выставок, профессиональное резюме, наработанные контакты, уже никто не спрашивает: «А кто ты такая?». Галлеристы уже сами на меня выходят.
Когда-то мне казалось, что успех – это попасть в какой-нибудь крутой израильский или международный музей, а сейчас я понимаю, что мне это не нужно. Потому что то, что хотят музеи – это не то, что хочу я.
Сейчас успех, в моем понимании, — это выставки по всему миру, на которые приходят люди, чтобы посмотреть мои работы.
Вообще, для успеха приходится много работать. Конечно, есть картины, которые «рисуют себя сами». Это когда есть муза, вдохновение, какой-то поток, который несет меня, а я только успеваю писать. А есть более сложные картины, которые приходится переделывать снова и снова. Единственное, что могу сказать, я никогда не сижу без дела в студии и не думаю, что бы такого нарисовать… Всегда есть тема, идея, наброски. В Бецалеле нас учили, что всегда легче исправить сделанное.
Еще один важный фактор для успеха – это связи и контакты по всему миру: с художниками, галеристами, организаторами фестивалей. Все эти контакты завязываются в процессе работы. Например, недавно на меня вышли с просьбой дать разрешение нарисовать мою картину на фасаде одного из домов Вильнюса, так завязалось знакомство с галеристами Литвы, которое в будущем может привести к новым проектам. Поэтому умение общаться с людьми и быть открытым для предложений тоже часть успеха.
А еще желательно снизить накал эмоций и собственное эго. Я не ощущаю себя мастером, творцом, я никогда не скажу: «Будет или так, как я хочу, или никак», я ощущаю себя частью сотрудничества, где решения принимаются вместе.
Фотографии Марианны Стебеневой