Прима Камерного театра Оля Шур-Селектар: театр – это решение «вдруг»!

Актриса театра и кино, певица, обладатель множества премий и звания «Лучшей актрисы года» за главную роль в спектакле «Антигона», прима Камерного театра Оля Шур-Селектар стала стала новой участницей проекта Jack Kuba «Женщины, которые нас вдохновляют».

Харизма, обаяние и особый тель-авивский шарм – это первое впечатление от Оли Шур-Селектар.

Все участницы проекта «Женщины, которые нас вдохновляют» , созданного сетью Jack Kuba – русскоязычные израильтянки, чьи судьбы и достижения свидетельствуют о внутренней силе, об умении находить свой путь и добиваться высоких результатов, о желании следовать за своей мечтой и воплощать ее в жизнь. Jack Kuba решили объединить эти истории в один проект, рассказывающий об успехе, мотивации, силе духа и любви к своему делу. Около четырех лет назад проект возглавила Дорит Голендер, бывший посол Израиля в России, один из создателей и главный редактор радиостанции «РЭКА»-«Голос Израиля» на русском языке. С тех пор в нем приняли участие многие русскоязычные израильтянки, чей жизненный путь и успехи могут вдохновить других женщин: Нета Ривкин, Диана Голби, Елена Лагутина, Маша Троянская, Лена Блаунштейн, Алия Судакова, Ольга Бакушинская, Ольга Раз, Лариса Тетуева, Лена Крейндлина, Наташа Манор, Илана Кратыш, Таня Кисилевски, Алена Кошеватская, Елена Яралова, Диана и Ирина Вайсман, Белла Койфман, Наташа Гурович, Лиана Одикадзе, Ева Левит, Ксения Светлова, Юлия Сачкова, Татьяна Цым и Анастасия Глушков-Левенталь.

Я продолжение своего дома
Я росла в театральной среде и с детства меня брали за кулисы, на всякие театральные праздники, капустники. Мой папа – режиссер, и вокруг него всегда собирались замечательные, интересные, цветные люди. Одно из моих самых ярких детских воспоминаний, как однажды зимой мама со старшей, тогда 12-летней сестрой, уехали в Москву, а я осталась с папой и на Новый год и к нему пришли его ребята из театра, его труппа – они были такие веселые и классные, магический мир людей, зажженных идеей. Я до сих пор вспоминаю тот вечер.

Моя мама, несмотря на то, что по профессии она экономист, тоже абсолютный человек искусства. Мы жили далеко от бабушек с дедушками, поэтому с самого раннего детства, буквально, с 2-3 лет мама брала меня везде – в оперу, на симфонические концерты.

У нас была огромная библиотека, книги были просто от пола до потолка и среди них, конечно, много театральной литературы, которую я начала читать еще совсем маленькой. Всего Шварца я прочитала примерно лет в 8-9, а Шекспира в 10-11. Знакомство с Шекспиром началось с того, что вечером по телевизору должны были показывать «Гамлета» со Смоктуновским, мама сказала, что не даст мне смотреть, пока я не прочитаю, иначе я всегда буду видеть Гамлета именно в этой трактовке. И я прочитала, успела до вечера, я просто захлебнулась «Гамлетом», а потом так же «проглотила» весь шеститомник Шекспира. Я читала быстро и много, читала все и, зачастую, по три книги одновременно.

Эти детские воспоминания – огромная часть меня, я полное продолжение своего дома, пропитанного азартом творчества — у нас была семейная газета, мы с сестрой ставили представления кукольного театра — сестра писала сценарии, а кукол нам родители привозили из всех поездок. Сестра выросла и стала биотехнологом, а я пошла по папиным стопам, хотя в детстве, при всем при этом, я не думала, что театр – это мой путь, я была вся в музыке.

Решение «вдруг»
Решение пойти в театр стало решением «вдруг», я не думала, что так произойдет, я планировала заниматься музыкой. Сразу после армии я пошла работать, и когда получила армейские деньги, поняла, что их не хватит даже на один год учебы. Наша семья к тому времени жила в Израиле всего 5.5 лет и родители не очень могли мне помогать, поэтому мне пришлось работать на трех работах, чтобы заработать на образование. Я сдала экзамены в Иерусалимскую академию на отделение вокала, поступила… и тут девочка, с которой мы дружили в армии, и которая к тому времени уже училась в театральной школе «Бейт-Цви», позвала меня туда, она убеждала, что это именно то, что мне нужно.

Пока я готовилась к поступлению, я поняла, что музыка все-равно останется со мной на всю жизнь, а вот это – мое! Я хочу быть на сцене! В начале моего театрального пути мне было важно, чтобы про меня думали, что я не певица, которая пытается играть, а актриса, которая поет. Я пела в «Кабаре», в «Ентл», в других спектаклях, даже в «Антигоне» было музыкальное обращение к публике. Музыка со мной всегда, правда, меньше, чем хотелось бы.

Взрослая жизнь сложнее
Я закончила учиться и в «Бейт-Цви» и начала ходить на прослушивания-аудишны. Однажды услышала, что в Камерном театре ищут актрису на роль Лауренсии в «Овечьем источнике» Лопе де-Вега. Это такая испанская Жанна д’Арк, а я молодая, полная сил, мне все по плечу и я храбро позвонила, чем на самом деле удивила саму себя. Аудишены были закрытые и мне отказали, правда, предложили прислать резюме. Я не стала посылать, но поняла, что взрослая жизнь сложнее, чем мне представлялось и продолжила ходить на все возможные прослушивания. Примерно через полгода, прочитала в газете, что ищут актрису на главную роль в мюзикле «Моя прекрасная леди», ищут по всей стране. И хотя я другой тип, мецо-сопрано, я решила попробовать. Я 4 часа ждала в очереди, мимо меня проходили известные актрисы, а я все ждала, пока не подошла моя очередь.

На прослушивание нужно было подготовить монолог, песню и песню из мюзикла. Меня не останавливали, мне дали исполнить все, что я приготовила. Это был хороший знак! И когда я выходила за мной выскочила женщина и попросила мой телефон. Это оказалась Рути Тон, помощник арт-директора Габимы и подруга Илана Ронена, оказывается она составляла ему список талантливых людей. На следующий день мне позвонили из Камерного театра и пригласили на аудишн на роль Лауренсии. Я удивилась, ведь они искали еще полгода назад, но так и не нашли. Вместе со мной на прослушивание пришло еще человек 50 из тех, кого Рут выудила, но в итоге я таки получила эту роль.

Каждая роль – это рождение человека
Когда ты сразу попадаешь на главную роль, то у тебя два варианта – либо скатиться, либо каждый раз доказывать себя заново, при этом тебя всегда будут оценивать по последней роли. За первые же свои роли в Камерном – Лауренсии в «Овечьем источнике» и Катрин в «Мамаше Кураж», в 2002 году я получила приз лучшей молодой актрисы года.

С тех пор были разные режиссеры и разные спектакли – «Антигона», «Электра», новые пьесы израильских сценаристов, Брехт… каждый раз новая вершина и новая задача, очень интересный путь и счастливые творческие встречи с талантливыми людьми. Я очень люблю свою профессию и обожаю тот, момент, что никогда сразу не знаешь, как это получится. Каждый раз ты рождаешь нового человека, его нужно придумать: как он любит, как он радуется, как злится и каков его путь. И если тебе удается пошевелить что-то в душе у зрителя, который сидит в зале – это счастье!

Перед каждым спектаклем, я себя чувствую, как конь перед скачками, в предвкушении, как это произойдет, удастся ли рассказать, затронуть, рассмешить, задать вопросы… Ведь то, что происходит на сцене – происходит только сегодня, эта встреча никогда не вернется, а вот останется ли память?

Я не из тех актеров, которые на время становятся своим героем, нет, я думаю о роли во время репетиций, много думаю, а когда спектакль выходит, это уже встреча с близким человеком. Мои героини меня обогащают, хотя иногда и пугают, например, каждый раз, когда я играла движимую местью Электру, я чувствовала, как у меня годы из жизни уходят. Но я отношусь с большим уважением к моим героинями, иду до конца с тем, что они хотят сказать, мне приходится понимать людей и жестких, и слабых, понимать, что они хотят сказать и чем руководствуются в своих поступках. Это несомненно оказывает влияние и на мою жизнь – я понимаю разное человеческое поведение, хоть и не всегда принимаю. Я знаю, что существует не только черное и белое, я не безаппеляционна.

Драматическая семья
Моя старшая дочь называет нас «драматическим домом» — на 80-ти квадратных метрах живут два актера (прим. – муж Оли – актер Миха Селектар), двое детей, три кошки и собака. У нас смеются в голос, и плачут, между прочим, тоже. У нас собираются компании друзей и дети играют на музыкальных инструментах, знаете, такая шумная итальянская семья.

Я увлеченная мама, обожаю своих дочерей, когда родилась старшая Мааян, я даже в какой-то момент сказала Михе, что вообще больше играть не хочу, ведь дом – это остров с младенческими запахами, как я могу принести сюда театральные нервы. Потом все встало на свои места и я вернулась на сцену. Но я очень домашняя и я рада всегда быть дома с семьей. Поэтому, когда начался первый карантин – это была даже немного эйфория. Мир остановился и это казалось чудом. К тому же было ощущение, что все скоро закончится. Второй и третий дались намного хуже, но мы с Михой поддерживали друг друга, без слов понимая, что происходит у каждого.

Тогда я поняла окончательно, насколько моя профессия – это большая часть меня, а наша труппа – большая часть моей жизни. Мне пока сложно подвести итоги последних полутора лет, меня остановили на полном ходу и эта остановка и обогатила и ранила. Но 1 июля мы снова начали играть перед публикой и это было невероятно волнительно.

Я хамелеон в своей профессии
Я умею носить вещи разных стилей, ведь я хамелеон в своей профессии, но в повседневной жизни я предпочитаю стиль спорт-элегант. Люблю удобство в одежде, но при этом в образе обязательно должна быть какая-то изюминка, например, необычная обувь или шарф.

Я не любитель ходить за покупками, когда я вижу вещь, я сразу представляю, с чем и как я могу ее надеть и представляю ее в различных комбинациях, но только если я сразу понимаю, что я хочу именно эту вещь, я ее покупаю. Причем покупаю сразу и, как правило, ношу потом годами!
Я даже выработала для себя систему: если сомневаюсь между двумя вещами, то не покупаю… и если вдруг оказывается, что об одной из них я продолжаю думать, то возвращаюсь за ней. Иначе купленное просто лежит в шкафу без дела.
С бельем то же самое, оно должно быть удобным и красивым, как в Jack Kuba. Я не буду страдать ради красоты, я считаю, что нужно всегда оставаться таким, какой ты есть, но можно и нужно облечь себя в красивую обертку.
Фотографии Марианны Стебеневой